Как читать детям сказки?

Как читать детям сказки?Вачков Игорь Викторович - доктор психологических наук, проф- кафедры дифференциальной психологии МГППУ, член Союза писателей России (Москва, Россия)
В статье, написанной в научно-популярном стиле, адресованной родителям дошкольников и представленной в вопросно-ответной форме, говорится о том, что чтение детям сказок является неотъемлемым элементом подлинного воспитания и построения конструктивных отношений детей и родителей: на долгое время. Начинать читать сказки можно с первых недель жизни ребенка, поскольку в этот период является не понимание сути текстов, а скорее содержательное наполнен эмоционально-личностного общения с родителями. Первыми сказками в культуре русского народа, с которыми знакомится ребенок, оказываются «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок».

Именно они несут в себе важнейшие смыслы и ценности, характеризующие менталитет русского народа, отражающие его архетипы. Читать сказки детям необходимо с учетом реакций ребенка на текст и настаивать на чтении в случае негативного восприятия сказки. «Страшные» сказки следует читать в набор текстов для чтения в соответствии с возрастно-индивидуальными особенностями ребенка. При этом такие сказки необходимы детям для овладения умениями справляться с эмоциями страха в ситуации переживания их в достаточно безопасных условиях. Сам процесс чтения, должен быть сдержанным, спокойным, не провоцирующим у детей негативные эмоциональные явления. До пяти шести лет у многих детей сохраняется магическое мышление, они искренне верят в существование волшебства, колдунов, в возможность превращений людей в других существ, поэтому нужно с осторожностью применять сказки, где все это присутствует. После пяти лет детям будут интересны волшебные сказки: «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Дюймовочка», «Русалочка», «Снежная королева». Многократные повторения сказки необходимы детям для сохранение уверенности в устойчивости мира и удовлетворения важнейших актуальных потребностей. Сказки полезны детям, они являются той питательной средой, в которой развивается детская психика, закладываются основы мировоззрения, системы убеждений, ценностей, национального самосознания.
Ключевые слова: сказка, ребенок, чтение сказки родителями, «страшные» сказки, эмоциональные реакции.
Стоит ли родителям читать своим детям сказки?
Ведь можно включить детский канал в те­левизоре, запустить на компьютере диск с мультфильмами или просто дать послушать аудиокнигу со сказками, а себе освободить вре­мя для более важных дел. Да, все так. Можно. Но все же - стоит взять в руки книгу и вместе с малышом начать чтение.
Более того: это нужно делать обязатель­но. Никакие самые современные технические средства не заменят живого голоса мамы или папы, читающего ребенку сказку, которая ста­новится для малыша главным средством позна­ния мира. Родители, не желающие читать сказ­ки детям, упускают возможность стать для них проводниками в этот удивительный мир, на­стоящими надежными друзьями, с которыми оебенок может поделиться самым сокровен­ным. Чтение сказки - это универсальный спо­соб построения понимающих и доверительных отношений между поколениями, тех отноше­ний, которые закладываются на всю жизнь позволяют растущему человеку в трудную минуту обратиться за помощью к родителям, а не прятать свои переживания в себе. Ведь не­даром веками существовала традиция читать сказки на ночь.
Однако возникают вопросы: какие сказки читать и как читать? Можно дать несколько простых рекомендаций.
Когда следует начинать читать детям сказки?Начинать можно прямо с младенчества. Ничего страшного, что малыш не понимает смысла сказок. Звучание родительского голо­са, особые интонации, многочисленные повто- ры, характерные для детских сказок, успока­ивают малыша, способствуют возникновению контакта между ним и родителями, начинают закладывать пассивный пока словарь ребенка.
Какие сказки должны быть первыми?
В нашей культуре давным-давно сложилось, что первые сказки, с которыми знакомится ребенок, «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», Теремок». Ну и еще плюс к ним - некоторые хороткие стихотворные сказки. Понимать смысл данных сказок ребенок уже может начи­ная с полутора лет.
Почему именно эти четыре оказались вос­требованными? Причин тут, видимо, много. Можно предположить, что именно они несут в себе самую важную, базовую информацию о тех ценностях, которые характерны для на­шего социума, о моделях поведения и взаимо­отношений между людьми, о способах преодо­ления жизненных трудностей и разрешения конфликтов. Кроме того, эти сказки корот­кие, содержат повторы, сюжеты в них простые и внятные. При этом эти сказки содержатель­но очень богаты. Возьмем, к примеру, сказку «Колобок». Вот далеко не исчерпывающий спи­сок тех уроков, которые (с помощью взросло­го) может извлечь из нее ребенок:

  1. Если возникла опасность, стремись действовать.
  2. Одни и те же действия не годятся для всех случаев жизни. Будь гибким.
  3. Если хочешь чего-то добиться - не мед­ли. Действуй решительно.
  4. Хитрость - самое опасное оружие. Надо быть осторожным с хитрыми людьми.
  5. Не удаляйся от родителей, это может привести к беде.
  6. Надо учиться противостоять тем, кто хо­чет тебя обмануть.
  7. Умей думать и оценивать происходящее с тобой.
  8. Даже когда кажется, что ничего нет, надо находить новые возможности.
  9. Нельзя быть беспечным - к словам стар­ших стоит прислушиваться.
  10. Родители не должны оставлять детей без присмотра.
  11. Не воспринимай все буквально, учись видеть скрытое.
  12. Если уж ты решил отдалиться от родите­лей, осознай, для чего.
  13. У каждого свое предназначение.
  14. Без специальных усилий не раскроешь всех своих возможностей.
  15. Используй свои недостатки (в своей пе­сенке Колобок сообщает о своем происхожде­нии - «по амбару метен, по сусекам скребен», то есть из пыли и грязи).
  16. Учись предвидеть последствия своих поступков.
  17. Не надо хвастаться.
  18. Не надо быть грубым с незнакомыми - это попросту опасно.

Не меньшее число уроков могут дать и дру­гие три сказки. Конечно, не всякому полуто- ра-двухлетнему малышу по силам полностью понять содержание этих сказок. Но если ему удалось извлечь из сказочного текста нечто важное для себя - это уже очень хорошо.
Какие сказки, в каком возрасте читать?
О самых первых сказках мы поговорили. После них можно переходить к таким рус­ским народным сказкам, как «Лиса и заяц», «Зайкина избушка», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Лиса и Журавль», «Бычок - смоляной бочок» и т.д. Предпочтительным является обращение именно к народным сказ­кам, поскольку они отшлифованы столетия­ми использования, несут самую значимую для нашего менталитета информацию, задают ребенку первичные этнокультурные ориентиры. Конечно, можно использовать сказки и других народов, но лучше это делать после знакомства с фольклором своего этноса. Кроме того, нужно помнить, что в возрастной период от полутора до трех лет желательно отбирать для чтения детям сказки с хорошим концом (заблуждаются те, кто считает, что все сказки хорошо заканчиваются), с сюжетами, не содержащими избыточного насилия, с героями, которые не будут пугать ребенка.
Из авторских сказок можно порекомендовать проверенные временем сказки Сутеева, стихи Барто, Маршака, Чуковского. Но и у этих авторов следует отложить на потом такие сказки, например, как «О глупом мышонке» Маршака или «Тараканище» Чуковского, поскольку, несмотря на их высокую и несомненную ценность, они могут вызвать у чувствительных детей сильные негативные эмоции.
После трех лет детям можно предложить более сложные по сюжету сказки: «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Кот в сапогах». В этих сказках действуют персонажи, которые могут вызвать у ребенка испуг, поэтому следует внимательно следить за его реакцией на предъявление сказочных текстов.
До пяти шести лет у многих детей сохраняется магическое мышление, они искренне верят в существование волшебства, колдунов, в возможность превращений людей в других существ, поэтому нужно с осторожностью применять сказки, где все это присутствует. После пяти лет детям будут интересны волшебные сказки: «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Дюймовочка», «Русалочка», «Снежная королева». Это время сказок бра­тьев Гримм, Ш. Перро, А. С. Пушкина и неко­торых сказок Г.Х. Андерсена. Относительно последнего автора следует заметить, что сло­жился некий парадокс: он является одним из самых популярных и издаваемых у нас в стра­не сказочников, и при этом многие психологи не рекомендуют читать отдельные его сказ­ки детям дошкольного возраста. В качестве примера можно привести сказку Андерсена «Огниво». В этой сказке есть момент, который часто вызывает и у детей, и у взрослых чувства удивления, отторжения и даже брезгливости. Солдат - главный герой сказки - по догово­ренности с ведьмой добывает для нее огниво и получает за это огромное количество золо­та. Но вместо того, чтобы соблюсти условия договора, как это обычно делают порядочные люди, солдат забирает себе и золото, и огни­во, а ведьме (не сделавшей ему абсолютно ни­чего плохого, наоборот, поступившей с ним честно) просто отрубает голову (видимо, что­бы скрыть все последствия своего откровен­ного преступления - обмана). Понятно, что положительного героя, которым представляет солдата Андерсен, такое поведение, мягко го­воря, не красит. Да и дальнейший сюжет сказ­ки демонстрирует нам этого героя далеко не с лучшей стороны.
Вообще для очень многих сказок Андерсена характерны трагические концовки. Достаточно вспомнить «Оловянного солдатика», «Девочку со спичками» или напоминающую современ­ные триллеры сказку «Красные башмачки». Такое завершение сказок для некоторых де­тей может оказаться травмирующим, вызвать бурные чувства, страх, слезы. Лучше отложить чтение этих сказок на более поздний срок, когда ребенок окажется готов к восприятию трагических текстов и, возможно, прочтет их самостоятельно.
Полезными для дошкольников, по мне­нию многих психологов, будут «Приключения Незнайки», «Золотой ключик, или При­ключения Буратино», «Конек-горбунок», «Док­тор Айболит».
Вообще-то, чтобы правильно выбрать сказ­ку для ребенка, родителям нужно посмотреть в купленной книжке, для какого возраста она рекомендована. Если таких пометок в книжке нет, следует самим прочитать текст и пораз­мышлять над тем, как его может воспринять ребенок, представить его возможную реак­цию.
Конечно, восприятие малыша-дошкольника и восприятие взрослого человека мо­гут оказаться кардинально разными, и то, что нам кажется абсолютно неприемлемым, может быть легко принято ребенком. Однако если ваша родительская интуиция настойчиво тре­бует отказаться от чтения этой сказки ребенку, пожалуй, есть смысл к ней прислушаться.
В качестве общей рекомендации по вы­бору книги со сказками для малышей можно посоветовать обращать внимание не только на простоту сюжета и используемых слов, но и на иллюстрации: если на рисунках изобра­жены свирепые, злобные страшилища или мо­менты насилия, такие книги покупать не стоит. Для старших дошкольников следует подбирать сказки, содержащие те уроки и смыслы, кото­рые вам самим очевидны и которые вы можете обсудить с ребенком.
Как читать детям сказки?
Детям до трех лет нужно читать спокойным голосом, нараспев, неторопливо, четко прого­варивая слова, чтобы ребенок успевал ухватить основной смысл. Ребенка при этом можно по­садить к себе на колени, чтобы он ощущал со­стояние комфорта и безопасности. Некоторые психологи советуют не читать, а рассказывать сказки, так как голос при этом звучит иначе: теплее и естественней. Не нужно фиксировать интонацией пугающие моменты, излишне ин­тонировать или размахивать руками, читать замогильным голосом, особенно на ночь - это может породить у ребенка страх, с которым он окажется не в состоянии справиться и который может вызвать бессонницу.
При чтении сказок старшим дошкольникам можно добавить в голосе выразительности, можно «обыгрывать» высказывания персона­жей, но пугать детей все равно не стоит.
Зачем нужны страшные сказки?
Многие родители искренне удивляются: по­чему в народных сказках так много насилия, агрессии и смертей? Братья Ивана-царевича рубят его на мелкие части, ведьма пытается посадить Жихарку в печь, Баба Яга грозится съесть всех, кто на свою беду заявляется к ней в избушку. Можно встретить в сказках и хо­дячих мертвецов, и многоголового Змея Горыныча, и ужасного Кощея Бессмертного...
Почитав такие сказки, некоторые мамы решают, что их детям все эти ужасы совер­шенно ни к чему, и при знакомстве ребенка с сюжетом сказки тщательно «приглаживают» текст, избегая или модифицируя все «страш­ные» места. Правильно ли так поступать? Нет. И вот почему. Не пройдя через проживание пугающих ситуаций в достаточно безопасной ситуации совместного с родителем чтения сказки, ребенок может оказаться не готовым к переживанию страха, возникающего в дру­гих обстоятельствах, - а это рано или поздно неизбежно случится. И такой страх может за­крепиться. Ведь по сути сказка - это своеоб­разный полигон для тренировки самых разных эмоций, в том числе страхов. Если ребенок на­учится справляться со своим страхом, погру­жаясь в сюжет сказки, то он получит неоцени­мый опыт, который, безусловно, пригодится ему в будущем. Если же мама станет превра­все «страшные» сказки в «белые и пушис­тые», то ребенок такого опыта не приобретет и окажется уязвимым перед пугающими жиз­ненными ситуациями. Известны случаи, ког­да подобная тактика обращения со сказками, выбранная родителями, приводила к устойчи­вым фобическим реакциям у детей.
Своим появлением страх обычно обязан возникновению ситуаций, несущих реальную или воображаемую угрозу - либо физическую, либо психологическую. Страх может парали- зовывать, а может порождать необузданную активность, реализующуюся в бессмыслен­ном импульсивном поведении или паническом бегстве.
Страх обладает прогностической функци­ей, то есть он является переживанием ожи­даемого: предвидение страдания порожда­ет в нас страх. Преодолевать страх сложно потому, что обычно мы редко правильно осознаем источник своего страха. Нельзя не сказать о том, о чем уже давно твердят пси­хологи: до тех пор, пока родители будут ис­пользовать страх перед наказанием как едва ли не основной рычаг управления ребенком, ни о каком осмысленном усвоении ценнос­тей, моральных норм, ни о каком гармонич­ном личностном развитии детей говорить не придется.
Рассматривая «страшные» сказки, мы долж­ны помнить о том, что взрослое и детское вос­приятие сюжета и героев сказки очень сильно отличается. То, что представляется нам страш­ным, может вовсе не казаться ребенку тако­вым. И наоборот: то, на что мы можем вооб­ще не обратить внимания, вызовет у ребенка панический ужас. Причины детских страхов очень индивидуальны: один боится Бабы Яги, но совершенно равнодушен к Бармалею, а другой бледнеет и дрожит только при упо­минании людоеда и к Бабе Яге относится даже с симпатией.
Конечно, нельзя к детским страхам от­носиться легкомысленно и «нагружать» пси­хику детей безмерным количеством «страш­ных» сказок. Следует давать возможность детям переживать столько эмоций, сколько будет для них безвредным. Для этого надо быть очень внимательным: следить за тем, как ребенок реагирует на те или иные сю­жеты, тех или иных героев. Возможно, его поведение подскажет вам, что пережить страх в данной ситуации ему не по силам, а значит, книжку со сказкой нужно пока от­ложить. А если ребенок сам просит прекра­тить читать сказку, то родитель не должен настаивать. Впрочем, и в этом случае полез­ным будет через какое-то время вернуться к прерванной сказке (вполне возможно, что ребенок сам попросит об этом) и завершить чтение. Это важно для того, чтобы ребенок убедился в том, что в сказке все закончилось хорошо: герой победил всех злодеев, добро восторжествовало, и все страшное осталось позади.
Ни в коем случае не следует насмехаться или иронизировать по поводу страхов, поя­вившихся у ребенка при восприятии сказки. Для ребенка эти его эмоции очень серьезны. Насмешка может привести к тому, что ребе­нок замкнется в себе, спрячет свои чувства и в дальнейшем не захочет делиться с родите­лями своими трудностями. Надо с вниманием и уважением отнестись к его переживаниям, обсудить пугающих персонажей, помочь ре­бенку увидеть незамеченные им качества этих героев или понять причины, приведшие их к злым поступкам. Если страхи ребенка начали вас беспокоить, стали устойчивыми и сильно выраженными, есть смысл обратиться к де­тскому психологу. Сейчас в арсенале психо­логов есть немало средств оказания помоши детям и снятия эмоционального напряжения: через рисование, лепку из пластилина, рабо­ту с песком, через драматизацию и многое другое.
Просить много раз читать одну и ту же сказку - это нормально?
Очень распространенное явление, когда ре­бенок просит маму прочитать сказку еще и еще раз - и это при том, что он уже сам знает ее на­изусть. Не стоит беспокоиться. Это абсолютно нормально (ведь взрослые сами перечитывают любимые книги или многократно смотрят лю­бимые кинофильмы). Причин такого поведе­ния много. Видимо, содержание этой сказки отзывается чему-то в душе ребенка, каким-то актуальным для него потребностям. Ребенку, кроме того, очень важно убедиться в устойчи­вости мира, в том, что в мире и в сказке все осталось по-прежнему, ничего не изменилось: добро победило зло, «плохие» персонажи нака­заны, а «хорошие» получили заслуженную на­граду. Неспроста если родитель вдруг решит хотя бы чуть-чуть изменить текст сказки, ре­бенок непременно выскажет возмущение: нет, было не так!
И в завершение: сказки очень нужны детям, они это та питательная среда, в которой разви­вается детская психика, закладываются осно­вы мировоззрения, системы убеждений, цен­ностей, национального самосознания. Читайте детям сказки!